Оценка компетенций: hard и soft skills

Автор: Юлия Малинская.

«Большинство сделок на 50% состоит из эмоций и на 50% из экономических соображений». Инвестиционный банкир — Феликс Рохатин.

Исследования показали, что основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки (hard skills), сколько мягкие навыки (soft skills).

Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся темы по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и т. д. Именно эти навыки человек может использовать большую часть своей карьеры.

Hard skills — технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. К этой категории относятся метод слепой печати, шитье по лекалам, компьютерная грамотность, управление автомобилем и т. д.

В свою книгу The Millionaire Mind («Ум миллионера») Томас Стэнли включил данные опроса 733 мультимиллионеров США. После просьбы расположить в порядке убывания факторы (всего 30), наиболее благоприятствовавшие успеху, в первой пятерке оказались следующие: ƒ
честность в отношениях со всеми; ƒ
высокая дисциплина; ƒ
умение ладить с людьми; ƒ
поддержка супруга(-и); ƒ
высокая трудоспособность.

Все факторы относятся к soft skills.

А вот наиболее часто упоминаемые навыки эффективных менеджеров:

1. Вербальная коммуникация (включая умение слушать).
2. Умение управлять временем и стрессом.
3. Способность принимать решения.
4. Выявление, определение и решение проблем.
5. Стимулирование и мотивация других лиц.
6. Делегирование полномочий.
7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.
8. Самоанализ.
9. Создание команды.
10. Управление конфликтами.

Итак, давайте разбираться.

Я не раз сталкивалась с ситуацией: нанимают хорошего кандидата, который был успешен на предыдущем месте работы, выполнял KPI, имеет хорошие рекомендации бывших руководителей. Выходит на работу в новую компанию и не даёт ожидаемого результата. Он не понимает, руководство не понимает, что же случилось.

Очень часто профессиональные результаты зависят не только от человека, но и от окружения, я его называю — инфраструктурой.

Например, важно понимать — это вы достигли результата или вы просто удачно встроились в работающую систему (инфраструктура) и очень чётко в неё встроились?
А вы сможете сами построить такую же инфраструктуру вокруг себя, если её не будет? Если нет, то вам стоит искать новое место работы похожее на предыдущее.

Для того, чтобы адекватно оценить свои возможности и компетенции от которых зависит ваш будущий успех, я рекомендую оценить  — как у вас развиты мягкие навыки.

Если вы смелый человек — предложите оценить вас ваши друзьям и коллегам. Усредненный результат будет более объективный, чем ваша собственная оценка.

Упражнение, которое я рекомендую проделать дальше, важно делать не только, когда вы уже приняли решение и вам надо понять, что именно вы продаёте будущему работодателю и чего сами хотите, но и тогда, когда вы успешны и вам нужно создать собственную модель успеха. Чтобы иметь возможность закрепить эту модель и повторять её важные элементы в будущем.

Итак, нарисуйте колесо компетенций.

2015-11-30 02.45.52 pm

Представьте, что каждая область (компетенция), имеет с двух сторон границы — шкалы от 1 до 10.

Колесошкала1

Оцените каждую компетенцию по шкале от 1 до 10.
Попросите ваших коллег сделать то же самое.
Описание каждой компетенции приведено ниже.

Умение работать в команде.

Человек, способный работать в команде, должен обладать такими навыками:
1. Быстро «вживаться» в новый коллектив.
2. Работать на своем профессиональном участке в общем ритме.
3. Управлять эмоциями, не проявлять личных симпатий и антипатий.
4. Принимать чужую точку зрения и признавать собственные ошибки.
5. Делегировать полномочия.
6. Уметь как руководить, так и подчиняться в зависимости от целей, поставленных перед командой.
7. Смирять личные амбиции и оказывать помощь своим коллегам.

Проактивность.

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Гибкость.

Умение находить компромиссы, варианты решений, принимать изменяющиеся условия и быстро адаптироваться к ним. Гибкий человек легко адаптируется к любым изменениям, иногда даже сам провоцирует их. Таким людям легче начинать поиск работы и уходить с предыдущего места, их не пугает новое.

Коммуникабельность.

В психологии общения — умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу.

Одна из черт успешного взаимодействия — это непредубежденность в отношении чужих взглядов.

Целеустремленность.

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Целеустремленный — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.

Концентрация внимания.

Умение фокусироваться на достижении цели, держать в голове результат, помнить о нём и направлять все свои усилия на его достижение.
Ещё некоторое время назад в работниках было востребовано качество — многозадачность. Однако, последние исследования говорят о том, что чем чаще человек переключается между разными задачами и типами деятельности, тем менее эффективным он становится.
Концентрация внимания, фокусировка — это умение отделять важное от второстепенного и удерживать внимание на цели на протяжении времени.

Внутренняя референция.

В данном контексте я имела ввиду навык, который позволяет доверять своему внутреннему голосу, ориентироваться на интуицию. Ведь весь ваш опыт и знания становятся частью механизма под названием интуиция. И то, насколько вы научились ей пользоваться говорит о том, насколько вы доверяете себе и не не подвержены внешнему влиянию, насколько вы подвержены манипуляциям.

Противоположность внутренней референции — внешняя референция — необходимость стороннего мнения для принятия решения, зависимость от того, что скажут и подумают другие.

Принятие решений.

Под принятием решений понимается процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. В данном контексте, так же имеется ввиду способность брать на себя ответственность за последствия принятых решений.

Управление временем.

Управление временем — это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием.

В более мягкой формулировке можно сказать, что это навык планирования времени и соблюдения внешних временных обязательств.

Социальная чуткость.

Социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам. Чуткость вместе с тем — это и тактичное отношение к самолюбию, гордости и достоинству других людей. Чуткость несовместима с высокомерием, чванством, грубостью, нетерпимостью, недоверием к людям.

Управление отношениями.

Составляющая часть Эмоционального интеллекта. Здесь имеется ввиду как способность чувствовать переживания и эмоции других людей, адекватная реакция на них, управление собственными эмоциями и уместное их проявление.

Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким эмоциональным интеллектом — доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.

Личное развитие.

Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

В данном контексте имеется ввиду стремление и способность человека к личному развитию.

Мотивация себя и других.

Высокий уровень самомотивации, у такого челвоека есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих такие люди оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.

Посмотрите на получившийся портрет. На основании полученных данных вы можете:
— составить карту развития,
— оценить на какую работу вы можете претендовать сейчас, где ваши сильные стороны, а что стоит развивать.
Что делать с этой информацией дальше?

Попробуйте так же выделить компетенции, которые необходимы работодателю на той позиции, которая вас интересует. Сопоставьте две картины, подумайте, как вы можете себя преподнести наилучшим образом на ту позицию, которая вам интересна.

В статье использованы материалы статьи Ирины Марецкой «Навыки эффективных менеджеров», материал статей википедии, сайта психологос.

Если Вы хотите более подробно исследовать свои компетенции — обратите внимание на тестирование JOB EQ.

В поддержку ваших возможностей,
карьерный советник Юлия Малинская.
подпискамалая3

Комментариев: 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *